Top.Mail.Ru
Размер шрифта:
A
A
Цвет:
Изображения вкл выкл
оператор государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС

Публикации в СМИ

Развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: от спасения при ДТП к предотвращению аварий

С начала 2015 года в России работает государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при автомобильных авариях, получившая название «ЭРА-ГЛОНАСС». Реализация этого масштабного навигационного проекта длилась более пяти лет. В результате за счет применения новых возможностей информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий была создана система, возможности которой оказались гораздо шире, чем обеспечение экстренного вызова в случае аварии. О ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и перспективах ее развития рассказал Илья Аксельрод, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС».

Высокотехнологичная помощь при дорожных происшествиях

Одной из самых значимых социальных целей государства является снижение смертности на дорогах страны: к 2024 году – втрое, а к 2030 году стоит задача вплотную приблизиться к нулевой отметке. Реализации этих целей способствует Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС». Более того, она уже является одним из значимых факторов, оказывающих влияние на снижение смертности на дорогах страны.

С 2017 года наличие терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех автомобилей, выпущенных в обращение на территории России, в том числе для тех машин, которые ввозятся в нашу страну из-за границы.

К середине июля 2019 года количество зарегистрированных в системе автомобилей превысило 4 млн. За четыре с половиной года «ЭРА-ГЛОНАСС» обработала свыше 3,5 млн вызовов, из которых более 43 тыс. потребовали реагирования экстренных оперативных служб. При этом свыше 25 тыс. вызовов были осуществлены в автоматическом режиме — в результате серьезных ДТП с сильными повреждениями автомобиля. Сегодня контактный центр «ЭРА-ГЛОНАСС» обрабатывает в среднем 11 600 вызовов в сутки. Высокая надёжность системы и скорость передачи экстренных сообщений в оперативные службы позволяет быстро оказывать квалифицированную помощь автомобилистам, попавшим в беду.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» поддерживает и международную кооперацию. В частности, для реагирования на происшествия при трансграничных поездках обеспечено сопряжение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системами «ЭВАК» (Казахстан) и eCall (Финляндия); есть готовность обеспечивать поддержку систем экстренного реагирования в странах с общими транспортными потоками, обеспечивая создание единого пространства безопасности на дорогах Евразии.

Не только ДТП

Возможности системы гораздо шире, чем только осуществление экстренного вызова в случае аварии. Сегодня «ЭРА-ГЛОНАСС» способна обеспечить не только безопасность, но и удобство тех, кто находится в пути. Начиная с 2018 года пользователям автомобилей, подключенных к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», доступна услуга «Помощь на дороге». Воспользовавшись кнопкой SOS, через оператора колл-центра системы можно связаться с сервисным центром, вызвать аварийного комиссара, эвакуатор, получить необходимые технические или юридические услуги. При этом не обязательно помнить номера телефонов всех этих служб, достаточно просто нажать на кнопку в салоне автомобиля. Также нет необходимости искать внешние ориентиры и объяснять, где вы находитесь, информация о местоположении передастся в систему автоматически.

Этот и другие коммерческие сервисы стали началом нового этапа деятельности оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — Акционерного Общества «ГЛОНАСС». Если раньше проект финансировался за счет федерального бюджета, то в 2018 году АО «ГЛОНАСС» вышло на самоокупаемость и в настоящее время обеспечивает функционирование и развитие системы «ЭРА-ГЛОНАСС» только за счет собственных средств. Акционерному обществу по итогам прошлого года удалось продемонстрировать отличные финансовые результаты: выручка составила 2 464 267 тыс. руб., компания заняла 3 место в рейтинге «CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний».

Не только для физлиц

По мере развития международных стандартов и регламентов АО «ГЛОНАСС» продолжает развитие системы, способствующее расширению рынка бортовых устройств (УВЭОС, АСН, ТСК). В результате «ЭРА-ГЛОНАСС» становится оптимальной базой для цифровых сервисов транспорта. Сегодня система является для нашей страны ключевой информационно-технологической платформой, на которой базируются сервисы для транспортной и логистической отрасли. «ЭРА-ГЛОНАСС» стала основой развития навигационного рынка для различных категорий коммерческих и государственных заказчиков, ведь для каждого сегмента транспорта оператором предложено оптимальное решение. Грузовой транспорт и сельскохозяйственная техника, школьные автобусы и машины скорой помощи, коммунальная техника и железнодорожные вагоны, - вот далеко не полный перечень категорий транспорта, где работают устройства, подключенные к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» либо к автоматизированной системе мониторинга «ЭРА» («АСМ ЭРА»), являющейся составной частью ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Такого масштабного проникновения удалось достичь благодаря максимальной зоне покрытия. Устройства, подключенные к «ЭРА-ГЛОНАСС», работают со всеми сотовыми операторами «Большой тройки» одновременно. Система работает на территории всей страны. Кроме того, для бизнеса и государственных заказчиков важным преимуществом системы является возможность передачи информации через защищенную доверенную среду. Передаваемая информация является некорректируемой, что позволяет использовать ее как юридически значимую.

Среди услуг, предоставляемых АО «ГЛОНАСС», – мониторинг перемещения грузов. Он может применяться и для внутренних, и для международных, в том числе, транзитных, перевозок. Компания с 2016 являлась оператором системы контроля за автомобильными и железнодорожными перевозками транзитных грузов. На транспорт устанавливались электронные пломбы, подключенные к системе, разработанной АО «ГЛОНАСС». Таким образом был осуществлен мониторинг более 3000 транзитных перевозок.

Также услуга мониторинга грузов очень полезна в случаях, когда груз скоропортящийся. Благодаря мониторингу на всех этапах транспортировки можно контролировать температурно-влажностный режим, что позволяет сэкономить время и сохранить высокое качество продукции.

Для перевозчиков и владельцев автопарков АО «ГЛОНАСС» предлагает услуги мониторинга транспорта с помощью аппаратуры спутниковой навигации (АСН) и других автомобильных ГЛОНАСС/GPS-трекеров. В настоящее время в России почти 50% автобусов и 25% грузовиков уже оснащены подобными устройствами. Сервис контролирует перемещение транспортных средств, отклонения от маршрута, контроль геозон, расход топлива, фиксирует нарушение скоростного режима.

Владельцам пассажирского транспорта доступен сервис автоматизированного контроля выполнения маршрутных заданий. Автоматизированная система мониторинга «ЭРА» («АСМ ЭРА»), распознает и фиксирует внеплановые остановки, отклонение от маршрута, отсутствие телематического сигнала и другие параметры движения. Система реализована на основе облачных технологий, что позволяет оптимизировать затраты государственных органов и автопредприятий на содержание штата квалифицированных специалистов и поддержку специализированного программного обеспечения при внедрении навигационных технологий на транспорте.

Неотъемлемая часть региональных ИТС

Оборудование спутниковой навигации транспортных средств наиболее эффективно в том случае, если в мегаполисе/регионе создана интеллектуальная транспортная система с функцией не только мониторинга, но и предоставления операторских услуг на основе технологий спутниковой навигации. Сегодня большинство регионов решают задачу построения интеллектуальных транспортных систем (ИТС). А наиболее «продвинутые» субъекты РФ работают над интеграцией элементов интеллектуальных транспортных систем в единую среду. Задача масштабная и значимая, ведь основной целью разработки и внедрения ИТС является качественное и количественное повышение показателей транспортной, общественной, экономической безопасности. Такие системы способны повысить качество оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров, улучшить управление дорожным движением, сделать более прозрачной экономику региона за счет внедрения электронных платежей на транспорте.

О том, насколько эффективным может быть применение ИТС, можно убедиться на примере Москвы. Так, по данным ЦОДД, благодаря внедрению ИТС в Москве число погибших в ДТП за последние 10 лет сократилось в 2 раза, а средняя скорость движения в часы пик (при росте количества автомобилей), увеличилась на 16% за последние 7 лет. Но подобные масштабные проекты требуют огромных инвестиций. Сегодня в состав столичной ИТС входит около 40 тыс. светофоров, 3700 детекторов транспорта, 2700 камер телеобзора, 48 метеостанций, более 2000 комплексов фотовидеофиксации и более 170 дорожных информационных табло. Кроме того, ИТС включает в себя каналы связи, системы передачи данных, системы обеспечения информационной безопасности и т.д.

Конечно, появление даже отдельных элементов ИТС практически сразу делает город более удобным и привлекательным для его жителей и гостей. Однако нельзя не отметить, что при внедрении ИТС и ИКТ в регионах порой отсутствует комплексный подход к построению архитектуры единой региональной информационной системы.

В результате дело зачастую ограничивается «лоскутной информатизацией» - внедрением различных систем, функционирующих параллельно друг другу и без взаимной интеграции. Это приводит к недостаточному использованию потенциала возможностей уже созданных ИТС, отсутствию процесса полноценного сбора и анализа «больших данных», и, соответственно, к отсутствию взвешенных управленческих решений, принимаемых на основе этой информации.

Функцию единой региональной информационной транспортной системы можно было бы реализовать на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Технологии АО «ГЛОНАСС» позволяют решать большую часть задач интеллектуальных транспортных систем. В их числе:

  • - Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок;
  • - ГЛОНАСС мониторинг транспорта и управление различными видами автотранспорта на уровнях, администраций муниципальных образований и субъектов РФ;
  • - Предоставление информации в режиме реального времени гражданам и организациям об организации транспортного обслуживания в регионе;
  • - Обеспечение сбора исходных данных для оценки транспортной ситуации и формирования дорожной транспортной информации;
  • - Оперативное предоставление информации в службы реагирования в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций на автотранспорте.
  • - Расширение возможностей общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением по удовлетворению возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта.

 Рис. 1:

Источник: АО «ГЛОНАСС»

Перспективы развития системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

По мере увеличения объема пассажирских перевозок, грузоперевозок по транспортным коридорам и в пределах городов возрастают требования к скорости, надежности и безопасности движения. Среди проектов АО «ГЛОНАСС», направленных на улучшение работы транспортной отрасли и развитие ИТС – создание карты аварийных мест в России.

Операторы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» анализируют поступившую информацию и рассчитывают, что эти данные станут основой «аварийной» карты, которая будет полезна ГИБДД, страховым компаниям и сервисным службам, а главное – самим автомобилистам. Уже сейчас ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» обладает самой масштабной базой данных о ДТП с информацией не только о месте, но и о параметрах аварии. В системе используется более 10 видов данных, которые позволяют устранить очаги аварийности и снизить количество ДТП. В дальнейшем в целях достижения показателей нулевой смертности на дорогах будет реализована система следующего поколения – система предотвращения ДТП, основанная на обработке «больших данных». И такая система может стать первой в мире.

«ЭРА-ГЛОНАСС» 2.0, включающая элементы искусственного интеллекта, также позволит оптимизировать нагрузку на экстренные оперативные службы и сделать выезд каждой бригады наиболее эффективным для сохранения здоровья и жизни людей.

Будущее системы «ЭРА-ГЛОНАСС» также связано с ее применением для «умного транспорта». Фактически к настоящему время уже создана готовая инфраструктура для подключения беспилотных автомобилей. Во всех новых машинах стоит сим-чип АО «ГЛОНАСС». Сейчас он используется только для экстренных вызовов, но в перспективе сферу применения можно будет расширить — для передачи телематики, удаленного взаимодействия с машиной. Остается лишь решить задачу обеспечения передаваемой информации (от автомобиля к автопроизводителю и наоборот) только через доверенную сеть, чтобы исключить возможность злонамеренного вмешательства или использования данной чувствительной информации. А сама универсальная среда передачи защищенной, доверенной информации также уже создана – это ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». 

Источник: «Интеллектуальные транспортные системы России»

перейти на Полную версию сайта