Top.Mail.Ru
Размер шрифта:
A
A
Цвет:
Изображения вкл выкл
оператор государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС

Публикации в СМИ

Пломбы массового слежения

После трех лет успешной реализации проекта по таможенному контролю транзитных грузов с Украины с помощью электронных навигационных пломб на базе системы ГЛОНАСС государство намерено распространить этот цифровой проект на все перевозки транзитных грузов по территории России. Для реализации идеи правительство намерено создать совершенно новую информационную систему федерального масштаба на базе IT-инфраструктуры «Платона», вместо того чтобы развивать уже работающую подсистему «ЭРА-ГЛОНАСС-Транзит».

В начале апреля стало известно, что Россия выиграла спор во Всемирной торговой организации (ВТО) у Украины, которая оспаривала применение указа президента РФ Владимира Путина от 1 января 2016 года о введении пошлин в отношении украинских товаров и мерах специального контроля за транзитом таких грузов с использованием электронно-навигационных пломб. Решение третейской комиссии ВТО означает, что Россия действует в полном соответствии с правилами международной торговли, а эксперты-международники полагают, что это первый в истории ВТО прецедент, который будет иметь огромное значение для разрешения многих других международных споров, в том числе в пользу России.

Для отечественного логистического рынка указ президента по обеспечению контроля за транзитом товаров, поступающих с территории Украины в другие сопредельные страны, тоже оказался важным прецедентом. Впервые в истории российское государство реализовало полностью успешный проект по цифровизации таможенного контроля: транзитные грузовые автомобили и железнодорожные вагоны с санкционными товарами проезжали территорию России опломбированными новыми электронно-навигационными запорными устройствами.

Правительственным поручением ответственными за реализацию президентского указа были назначены Ространснадзор и АО ГЛОНАСС, поставку электронных запорно-пломбировочных устройств, обеспечивающих передачу данных в режиме реального времени в национальную навигационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС-Транзит», осуществляла российская фирма «Страж». Непосредственный мониторинг передвижения транспортных средств по территории РФ между пограничными переходами вели Ространснадзор и Федеральная таможенная служба России. В конце прошлого года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о распространении технологии электронного слежения за всеми транзитными грузоперевозками между Украиной и сопредельными государствами.

«За три года реализации указа президента по перевозкам санкционных грузов с использованием наших электронных запорно-пломбировочных устройств было отправлено свыше 6 тыс. транспортных средств, предотвращено около десятка незаконных попыток доступа к грузу»,— рассказали “Ъ” в ИПК «Страж». По словам генерального директора компании Виктора Крылова, интеллектуальный комплекс «Биглок» полностью разработан в России, устройство на 80% состоит из отечественных комплектующих, а в программном модуле и технических элементах устройства использованы запатентованные ноу-хау, пока не имеющие аналогов в мире.

Разведка сбоем

Успех инновационного проекта вдохновил высокопоставленных чиновников на дальнейшие шаги по цифровизации таможенного контроля за транзитом. По информации “Ъ”, правительство поручило Минтрансу и другим причастным ведомствам разработать и внедрить такую систему на всей территории России в очень жесткие сроки: к 15 мая — в пилотном режиме, а с 1 июля — в полноценную эксплуатацию.

Однако на регулярных совещаниях у вице-премьера Максима Акимова, отвечающего помимо прочего за цифровизацию экономики, уже более чем полгода обсуждают совершенно другой проект, не предусматривающий использования системы «ЭРА-ГЛОНАСС-Транзит». В правительстве рассматривается подготовленный Минтрансом РФ проект распоряжения правительства о заключении концессионного соглашения с частной российской компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), которая планирует реализовать заявленный функционал на базе существующей IT-инфраструктуры государственной системы по сбору платы с большегрузных автомобилей «Платон» (также находится в концессионном управлении у РТИТС).

Для реализации этой схемы правительство уже начало предпринимать практические шаги. Осенью по распоряжению председателя правительства Дмитрия Медведева был проведен пилотный эксперимент по проверке возможностей РТИТС на практике с участием таможенных органов России и Казахстана. С российской стороны тестировались пломбы «Стерх» в связке с IT-инфраструктурой «Платона», с казахстанской — уже упоминавшиеся электронные пломбы «Сириус» производства ИПК «Страж», которые передавали данные в национальную информационную систему Казахстана ЭВАК (аналог российского ГЛОНАСС).

Подробности об итогах эксперимента российские таможенные власти специально не публиковали, первый замруководителя ФТС России Руслан Давыдов лишь сообщил «Известиям», что эксперимент прошел успешно, а всего в рамках эксперимента осуществлено 146 перевозок товаров: из России в Казахстан — 108 перевозок (133 партии), из Казахстана в Россию — 38 перевозок (39 партий).

По словам Дениса Еремина, замдиректора Института космической техники и технологий Казахстана (оператор системы ЭВАК), в рамках пилотного проекта электронными пломбами «Сириус» были оснащены 50 автофургонов и прицепов, «сбоев в работе системы по контролю доступа к грузам и замечаний по работе ЭЗПУ "Сириус" не было».

В отчетном видеоролике, снятом участниками проекта из Казахстана, имеющемся в распоряжении “Ъ”, наглядно продемонстрирована процедура установки, активации и снятия пломбы с запорного устройства грузовика. Из ролика видно, что процесс установки пломбы ИПК «Страж» занимает не более минуты, чтобы затянуть пломбировочный трос и дистанционно активировать пломбу через мобильный телефон. Установка более тяжелой пломбы «Стерх» (ее вес 1,2 кг против 0,5 кг у «Сириуса») связана с необходимостью неоднократно продеть трос между конструкциями запора кузова автомобиля, а чтобы избежать ее «болтания» при перевозке, потребовался дополнительный крепеж пластмассовыми хомутами, на что ушло не менее 15 минут. Другие собеседники “Ъ” кроме прочего отмечают, что пломба «Стерх» оказалась плохо защищена от попадания влаги внутрь устройства, в ходе эксперимента отмечались случаи передачи ложного экстренного сигнала от пломбы, возникали нарушения в передаче информации при активации.

Дело не в устройстве

В РТИТС рассказали “Ъ”, что по результатам эксперимента компания дорабатывает IT-систему слежения и «прототип электронной пломбы». «Если решение о создании системы отслеживания для транзита будет принято,— говорят в компании,— благодаря отработанным механизмам и полученному опыту в рамках эксперимента между Россией и Казахстаном мы готовы принимать участие и оказывать техническую поддержку проекту с учетом требований и запросов ведомств, а также комментариев бизнеса, выявленных в рамках эксперимента».

В ИПК «Страж» убеждены, что их интеллектуальный комплекс «Биглок» вполне способен составить конкуренцию любым новым разработкам, поскольку сегодня ни в России, ни в других странах нет устройств, прошедших четырехлетний опыт коммерческой эксплуатации, а к созданию своего инновационного продукта компания шла 10 лет, имея 25-летний опыт разработки запорных устройств для всех видов транспорта.

«Но дело даже не в самом устройстве, а в том, что государство намерено потратить значительные бюджетные средства на создание нового производства и строительство еще одной федеральной информационной системы, когда уже есть работающее отечественное изделие высокого качества, полностью интегрированное в работу государственной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС-Транзит", в создание которой, кстати, уже вложены немалые деньги государства»,— недоумевает гендиректор предприятия Виктор Крылов.

Он подчеркивает, что уже три года эта система работает штатно и полностью обеспечивает необходимый уровень выполнения контрольных функций в сфере международных перевозок, а вне сферы действия президентского указа о санкционных перевозках устройство активно используется коммерческими заказчиками — грузовладельцами, перевозчиками, экспедиторами и охранными предприятиями. Предмет особой гордости ИПК «Страж» — внесение ЭЗПУ «Сириус» в перечень устройств, допущенных к эксплуатации на железной дороге: на испытания, подготовку и подписание соответствующего распоряжения ОАО РЖД ушло около двух лет. Это как минимум означает, что выполнить поручение главы государства в заявленные сроки — с 15 мая запустить систему в пилотном варианте, а с 1 июля внедрить в эксплуатацию на всей территории России на всех видах сухопутного транспорта — уже вряд ли удастся на базе «Платона» и представленного прототипа пломбы «Стерх», полагают в компании.

В РТИТС, впрочем, заявили “Ъ”, что пломбирующее устройство компании успешно прошло тестирование на внутрироссийских железнодорожных маршрутах Москва—Владивосток—Москва и Ангарск—Смоленск. Однако возможных сроков развертывания системы в компании не называют.

Минпромторг вступился за рынок пломб

Между тем у идеи Минтранса нашлись противники в правительстве. По данным “Ъ”, на одном из апрельских совещаний у вице-премьера Максима Акимова, где в очередной раз обсуждался вопрос о концессионном соглашении с РТИТС, с критикой идеи адаптации под задачи таможенного контроля инфраструктуры «Платона» выступил Минпромторг РФ. По словам источников, знакомых с позицией министерства, оно настоятельно рекомендует «использовать имеющийся в РФ задел» и выдвинуло ряд предложений, которые должны существенно сократить расходы федерального бюджета и ускорить готовность системы для полномасштабного использования в установленные правительством сроки.

Более того, в Минпромторге указывают Минтрансу, что федеральный закон о ГАИС ЭРА-ГЛОНАСС, принятый в декабре 2013 года, прямо запрещает подписание концессионных соглашений в сфере транспорта и в иных сферах, где предполагается использование навигационной информации без использования этой государственной инфраструктуры. По мнению Минпромторга РФ, при реализации проекта необходимо учесть опыт работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС-Транзит», специально разработанной для решения этой задачи.

Источник: Коммерсант

перейти на Полную версию сайта