Доверяй, но проверяй: зачем России еще одна система позиционирования
Размер шрифта:
A
A
Цвет:
Изображения вкл выкл
оператор государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС
type-id: 59 module: news mode: method: item id: 13 parentId: 0 link: /novosti/ object-id: 348 type-id: 59 type-guid: content-page alt-name: novosti update-time: 1576230975 xlink:href: upage://13 is-visible: 1 is-active: 1 id: 3017 parentId: 13 link: /novosti/publikacii-v-smi/ object-id: 3615 type-id: 7 type-guid: news-rubric alt-name: publikacii-v-smi update-time: 1560923240 xlink:href: upage://3017 is-visible: 1 is-active: 1 id: 5797 parentId: 3017 link: /novosti/publikacii-v-smi/doveryaj-no-proveryaj-zachem-rossii-ewe-odna-sistema-pozicionirovaniya/ object-id: 6483 type-id: 58 type-guid: news-item alt-name: doveryaj-no-proveryaj-zachem-rossii-ewe-odna-sistema-pozicionirovaniya update-time: 1633708821 xlink:href: upage://5797 is-active: 1 ----------
xmlns:xlink: http://www.w3.org/TR/xlink module: news method: item domain: aoglonass.ru domain-id: 1 domain-url: http://aoglonass.ru system-build: 91974 lang: ru lang-id: 1 header: Доверяй, но проверяй: зачем России еще одна система позиционирования title: АО «ГЛОНАСС» - Доверяй, но проверяй: зачем России еще одна система позиционирования site-name: АО «ГЛОНАСС» request-url: http://aoglonass.ru/novosti/publikacii-v-smi/doveryaj-no-proveryaj-zachem-rossii-ewe-odna-sistema-pozicionirovaniya/ template-id: 1 pageId: 5797 is-default: request-uri: /novosti/publikacii-v-smi/doveryaj-no-proveryaj-zachem-rossii-ewe-odna-sistema-pozicionirovaniya/

Публикации в СМИ

Доверяй, но проверяй: зачем России еще одна система позиционирования

В России разрабатывается система доверенного позиционирования «Консул». Об этом в рамках конференции «Цифровизация транспорта – 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы» рассказал главный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев. «Эта система создается для того, чтобы обеспечить надежность навигационного поля и в будущем создать основу для движения на первом этапе высокоавтоматизированных транспортных средств, а в будущем – беспилотников», – отметил эксперт.

 

«Сегодня определить местоположение с точностью до сантиметра возможно с помощью классических способов навигации. Однако события последних лет говорят о том, что спутниковая навигация уже завершила свой путь развития и этих технологий явно недостаточно. Навигационные приемники есть уже у каждого – буквально в каждом телефоне. Но есть три серьезных недостатка, которые не позволяют применять только спутниковые технологии для ответственных систем управления», – посетовал М. Кораблев.

 

«Консул», по замыслу разработчиков, должен дополнить существующую спутниковую систему позиционирования и обеспечить навигацию в условиях, когда базовая система неэффективна. В числе ее недостатков – недостаточная помехоустойчивость, недоступность радионавигационного поля в условиях плотной городской застройки, пересеченной местности и внутри искусственных сооружений, а также возможность подделки сигналов (спуфинг).

 

М. Кораблев уточнил: непрерывная гарантированная навигация с помощью спутниковых систем в условиях плотной застройки современных мегаполисов, а также в условиях возможного воздействия индустриальных помех значительно снижена по сравнению с плановыми значениями. Такая неточность сигнала в случае движения беспилотных средств может стать причиной многочисленных аварий.

 

Не менее важно решить и вопрос с помехами как искусственного, так и естественного происхождения. «Сигнал недостаточно мощный, так как пролетает до потребителя расстояние 20 тыс. км. Соответственно, помехоустойчивость достаточно низкая», – отметил М. Кораблев.

 

Спуфинг, или подмена сигнала, – достаточно новая, но уже довольно острая для рынка проблема. «К сожалению, сейчас можно собрать портативное устройство, которое позволит вмешиваться в спутниковый сигнал, буквально из запчастей с AliExpress. Морские пираты, используя беспилотные летательные аппараты, могут уводить морские суда с маршрутов и их грабить. Спуфинг замечен и в отношении автомобильного транспорта. Из-за этого в Европе введен контроль целостности навигационного сигнала с помощью онлайн-тахографов в системе Galileo. Это сделано как раз для того, чтобы сигнал невозможно было подделать», – пояснил М. Кораблев.

 

Система «Консул» будет иметь несколько преимуществ по сравнению с действующей. Во-первых, навигационный сигнал, используемый в системе, будет персонализированным, то есть получить сигнал сможет только авторизованный пользователь. Во-вторых, два разных устройства будут получать разные навигационные сигналы, а значит, система будет более помехоустойчивой и информационно защищенной с точки зрения целостности данных.

 

Система «Консул» объединяет в себе все доступные на данный момент решения в области навигации. Это глобальные навигационные спутниковые системы и их функциональные дополнения, локальные системы наземной радионавигации, технологии позиционирования внутри искусственных сооружений, технологии автономных систем навигации: инерциальных навигационных систем и технического зрения, а также технологии обеспечения информационной защищенности. В настоящий момент проводятся макетные испытания системы, главная задача которых – обеспечить определение местоположения объекта с точностью 99,9%.

 

Система охватит не всю территорию России, но покроет федеральные трассы, тем самым создавая инфраструктуру для движения беспилотных транспортных средств. В первую очередь технология будет внедрена на трассе М-11 «Нева», отметил М. Кораблев. Работы по этой задаче уже идут, и первая сотня высокоавтоматизированных машин выйдет на дороги общего пользования уже в следующем году. Причем беспилотники будут двигаться в общем потоке с пилотируемыми машинами, для них не будут выделять отдельные полосы, добавил М. Кораблев.

 

Далее применение системы планируется расширить на границы Восточного полигона. «БАМ и Транссиб уже на пределе своих пропускных способностей, однако, если уменьшить интервальность движения, можно значительно увеличить объем перевозки грузов, не вкладывая значительные средства непосредственно в расширение дорожного полотна», – подчеркнул М. Кораблев. Пилотные испытания по применению «Консула» в связке с беспилотными технологиями вождения поездов будут проведены на МЦК.

 

Источник: RZD-partner

 

перейти на Полную версию сайта

АО «ГЛОНАСС» использует файлы «cookie» с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените

настройки браузера.