Размер шрифта:
A
A
Цвет:
Изображения вкл выкл
оператор государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС

Новости АО «ГЛОНАСС»

У «ЭРА-ГЛОНАСС» наметанный глаз

Система экстренного реагирования поможет обеспечить безопасность во время Чемпионата мира по футболу - 2018

Свой первый «боевой» экстренный вызов Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» приняла 21 января 2016 года и вот уже более двух лет помогает спасать жизни пострадавших в ДТП. Сейчас перед АО «ГЛОНАСС», оператором системы, стоит важнейшая задача: помочь обеспечить безопасность пассажирских перевозок во время Чемпионата мира по футболу – 2018. О том, как это будет реализовано, рассказал и. о. генерального директора АО «ГЛОНАСС» Аркадий Заикин.

 

Аркадий Анатольевич, каким образом будет задействована система «ЭРА-ГЛОНАСС» во время проведения Чемпионата мира по футболу-2018?

– Право проведения такого крупного международного соревнования, как мировое первенство по футболу – большая честь и огромная ответственность для России. Проведение этого грандиозного события должно соответствовать всем необходимым требованиям и международным стандартам. Что же касается обеспечения безопасности участников и гостей футбольного первенства – это вообще задача первостепенная.

 Правительство Российской Федерации наделило систему «ЭРА-ГЛОНАСС» статусом главного инструмента для контроля за транспортными средствами по перевозке болельщиков в рамках ЧМ-2018. Подсистема мониторинга государственной автоматизированной информационной системы (ГАИС) «ЭРА-ГЛОНАСС» будет обеспечивать оперативное получение и хранение информации об актуальном местоположении, направлении и скорости движения автобусов, обеспечивающих перевозку пассажиров к местам проведения матчей по футболу, а также контролировать их графики и маршруты движения. Все данные будут передаваться в автономную некоммерческую организацию (АНО) «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации».

Какие именно нарушения будет отслеживать «ЭРА-ГЛОНАСС»?

– ДТП, отсутствие трансляции телематического сигнала более 120 минут, отклонение автобуса от маршрута более чем на 100 метров, внеплановая остановка на время, превышающее 60 минут, или нажатие тревожной кнопки. АО «ГЛОНАСС» усовершенствовало свою автоматизированную систему мониторинга «ЭРА» (АСМ «ЭРА»), и теперь она позволяет в автоматическом режиме распознавать нарушения, совершаемые водителями автобусов, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации. АСМ «ЭРА» направляет уведомление о нарушении в территориальный орган МВД, в юрисдикции которого произошло конкретное нарушение.

Регистрацию автобусов-перевозчиков в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» осуществляет АО «ГЛОНАСС»?

– Да, АО «ГЛОНАСС», как оператор системы, осуществляет регистрацию аппаратуры спутниковой навигации, установленной на автобусах, в информационном ресурсе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Перечень моделей аппаратуры спутниковой навигации, успешно прошедших идентификацию, будет передан в АНО «Транспортная дирекция – 2018». Для удобства перевозчиков разработан алгоритм действий для владельцев автобусов по прохождению процедуры идентификации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» установленной в автобусах аппаратуры спутниковой навигации. Этот алгоритм опубликован на сайте АО «ГЛОНАСС». Мы также запустили линию информационной поддержки собственников транспортных средств по вопросам их оснащения аппаратурой спутниковой навигации. Звонков очень много, наши специалисты консультируют собственников в круглосуточном режиме.

– Как АО «ГЛОНАСС» взаимодействует с АНО «Транспортная дирекция – 2018» сейчас, в период подготовки к чемпионату?

– АО «ГЛОНАСС» принимало активное участие в разработке специального информационного ресурса АНО «Транспортная дирекция – 2018». Он предназначен для подачи собственниками транспортных средств уведомлений о маршруте следования автобуса в период проведения чемпионата. На текущий момент спецресурс прошел все тестовые испытания и переходит к «боевому» дежурству. Он также будет автоматически передавать информацию о маршруте следования автобусов в территориальные органы МВД.

– Аркадий Анатольевич, давайте поговорим про систему «ЭРА-ГЛОНАСС», которой пользуются уже более миллиона наших граждан по всей стране. Когда по вашим оценкам весь автопарк будет оснащен устройствами вызова экстренных оперативных служб?

– Регламент «О безопасности колесных транспортных средств» говорит о том, что с 1 января 2015 года все автомобили нового типа должны в обязательном порядке оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб, а с 1 января 2017 года – все новые автомобили, вводимые в обращение на территории Российской Федерации. До 2013 года, перед кризисом, в России ежегодно продавалось до 3 млн автомобилей, сейчас примерно 1,5 млн. Средний возраст машин составляет около 13 лет. Можно предположить, что к 2025 году уже 80-90% транспорта на дорогах России будет оборудовано системой «ЭРА-ГЛОНАСС». На сегодняшний день к системе подключено более 2 млн транспортных средств, и эта цифра растет ежечасно.

Как будет развиваться «ЭРА-ГЛОНАСС» в части обеспечения безопасности на дорогах дальше?

– Реализовав эффективную систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», мы стремимся развиваться дальше и создавать возможности для предотвращения нештатных ситуаций на дорогах. Навигационно-информационные технологии позволяют нам осуществлять этот функционал уже сегодня: это развитие систем мониторинга движения грузовых и пассажирских перевозок, систем контроля состояния водителей. Анализ крупных ДТП с участием общественного транспорта и крупногабаритных грузовиков показывает, что причиной большинства аварий становятся нарушение водителями правил дорожного движения, в том числе из-за критического снижения внимания и потери концентрации. Такие явления, в свою очередь, связаны с нарушением базовых правил управления транспортным средством, включая курение за рулем и разговоры по телефону, а также с естественной усталостью водителя. Совместно с нашими партнерами – резидентом «Сколково», компанией «Скайтрэк» – мы разработали интеллектуальную систему видеоанализа, обработки и визуализации данных о состоянии водителя и транспортного средства с использованием технологий машинного обучения и геопозиционирования ГЛОНАСС, способную осуществлять раннее предупреждение негативных инцидентов на транспорте в режиме реального времени.  «АО «ГЛОНАСС» обладает навигационно-информационной платформой с возможностью получения и обработки в реальном времени точных данных о местоположении транспортных средств и дорожно-транспортных происшествиях в масштабе всей страны. Использование такого рода информации с применением алгоритмов машинного обучения и прогнозного моделирования позволяет реализовать концепцию раннего предупреждения негативных инцидентов на транспорте и снизить количество аварий по вине водителей более чем на 70%. «Полевое» тестирование системы Skytracking Transport Security (STTS) проводилось на базе АО «Автобусный парк» в Великом Новгороде и успешно завершилось в марте.

Инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволяет оказывать дополнительные услуги автолюбителям. Какие сервисы вы планируете реализовывать?

– В прошлом году мы уже запустили такой сервис – «Помощь на дороге». Пользователь может нажать на сервисную кнопку в своем автомобиле и попросить вызвать эвакуатор или «техничку» для замены колеса и т.д. Зная местоположение автомобиля, мы можем найти максимально близкую к нему станцию технической помощи или эвакуатор. Для подключения этого сервиса нужно подписать соответствующий договор. Возможен и вариант оплаты оказанной помощи по факту: человек ездит, ничего заранее не платит, но при необходимости может воспользоваться услугой и оплатить ее постфактум. К сервисам для автомобилистов относится также услуга оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД – «Европротокол». По заказу Российского союза автостраховщиков (РСА) мы разработали специализированные стандарты, расширяющие функционал ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Как будет работать «Европротокол» через систему «ЭРА-ГЛОНАСС» и какие преимущества получат автовладельцы?

– Сейчас устройство вызова экстренных служб фиксирует только координаты ДТП. А для восстановления всех обстоятельств аварии необходим полный пакет данных: трек его движения и график ударных нагрузок в ходе столкновения по трем осям. Терминал с расширенным функционалом записывает эти данные в виде 10-минутного закольцованного трека. Эти данные при помощи системы «ЭРА-ГЛОНАСС» подписываются электронной подписью и передаются в некорректируемом виде, обеспечивая их защиту и юридическую значимость. Сейчас страховщиков беспокоит большое количество афер при ДТП, оформляемых по «Европротоколу». Решив задачу защиты от мошенников, мы обезопасим честных граждан, гарантировав им получение компенсации. Сейчас в России, за исключением Москвы, максимальная страховая выплата составляет 25 тыс. рублей, но обычно этой суммы недостаточно для ремонта машины даже после небольшого столкновения. Владельцы устройств «ЭРА-ГЛОНАСС» с расширенным функционалом, подключившие услугу «Европротокол», смогут претендовать на выплаты до 400 тыс. рублей.

С учетом массового проникновения на рынок системы «ЭРА-ГЛОНАСС» она может помочь и в вопросах «Умного страхования»…

– Совершенно верно. Причем это будут не только стандартные пакеты типа «pay as you use» и «pay as you drive», но и инновационные продукты, которые сейчас начинают применяться в мире: страховка на поездку, страховка на маршрут. Можно будет оформить полис КАСКО не на весь год, а, например, на время поездки на автомобиле к морю. Терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», поддерживающий функцию «Европротокола», поможет сделать эти сервисы доступными для массового сегмента.

Расскажите про b2b-сегмент. Какие услуги АО «ГЛОНАСС» предлагает компаниям?

– В июле 2015 года были внесены изменения в Федеральный закон об «ЭРА-ГЛОНАСС», в соответствии с которыми инфраструктура системы может использоваться для оказания коммерческих услуг и должна применяться при создании государственных и иных навигационно-информационных систем. Что касается предоставления услуг на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» для государственных и коммерческих компаний, в первую очередь, это обеспечение мониторинга перемещения грузов, как на международных автомобильных транспортных коридорах, так и на внутрироссийских. Прежде всего, речь идет о перевозке скоропортящихся грузов. Зимой вроде как нет смысла применять рефрижераторы, и так холодно, а по пути следования наступает оттепель, и в итоге качество продукции падает. Еще одна проблема – транспортируемый скоропортящийся груз необходимо многократно проверять санитарным службам. Единая сквозная система мониторинга позволяет применяющим ее компаниям на протяжении всего пути следования отслеживать температурный режим. Это сокращает время доставки и гарантирует качество продукции.

Источник:

Спецвыпуск "Транспортный вестник" - приложение к информационно-аналитической газете "Транспорт России", www.transportrussia.ru

перейти на Полную версию сайта