Top.Mail.Ru
Размер шрифта:
A
A
Цвет:
Изображения вкл выкл
оператор государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС

Новости АО «ГЛОНАСС»

Илья Аксельрод: Система «ЭРА-ГЛОНАСС» - уникальный симбиоз телекома, ИТ, навигационных технологий и технологий защиты информации

Технологии проникают во все сферы жизни. Они несут с собой множество недоступных ранее человеку возможностей. Как с помощью информационно-навигационных технологий обеспечить безопасность на дорогах? Как система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» спасает людей? Какие услуги для коммерческих заказчиков доступны на ее основе? Эти и другие темы CNews обсудил с Ильей Аксельродом, заместителем генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС».

CNews: Расскажите, чем занимается АО «ГЛОНАСС»? Насколько я понимаю, ваша компания, несмотря на название, никак не связана ни с производством, ни с запуском спутников ГЛОНАСС?

Илья Аксельрод: Да, верно. Мы являемся оператором информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и фактически мы один из пользователей публичного, доступного всем сигнала навигационных спутников, включая ГЛОНАСС. Сигналом пользуются все владельцы телефонов, навигаторов, умных часов и других устройств, которые умеют определять свое местоположение. Мы применяем его для реализации необходимых государственных, социальных и коммерческих задач.

CNews: У спутниковой системы ГЛОНАСС есть конкуренты. Зачем миру так много разных глобальных навигационных систем?

Илья Аксельрод: Да, ГЛОНАСС не единственная глобальная, то есть покрывающая весь земной шар, навигационная спутниковая система. На сегодняшний момент их две — GPS и ГЛОНАСС. Пионерами спутниковых навигационных технологий были американцы и их система GPS (или Navstar). Эта система изначально была построена исключительно для военных целей. В 1993 году ее решили открыть для гражданского применения, но в селективном режиме. Он позволял определять местоположение с невысокой точностью — до 200-300 метров. В 2000 году селективный режим был отменен, и доступная гражданским потребителям точность увеличилась до нескольких метров, а в случае сложных условий (плотной застройки, препятствий и т. д.) — до десятков метров.

ГЛОНАСС (сокращение от ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) — это российский аналог GPS. ГЛОНАСС начала создаваться еще в Советском Союзе, но 90-е годы были тяжелые, возможности для развития и поддержки спутниковой группировки были невелики, и к 2000-му году система сильно деградировала. Для её восстановления появилась государственная федеральная программа ГЛОНАСС, в которой гражданское применение такой мощной технологии было заложено изначально. Так, в рамках этой программы, появилась и наша система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Илья Аксельрод, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «ГЛОНАСС»

 Кроме GPS и ГЛОНАСС существуют другие спутниковые навигационные системы — китайская Beidou и европейская Galileo, которые находятся на пути к построению полной спутниковой группировки и уже вот-вот также станут по-настоящему глобальными. Есть также индийская IRNSS, японская QZSS, но пока публично не было заявлено о планах сделать их глобальными.

Конкурентными навигационные системы могут называться лишь потому, что, во-первых, изначально все системы создавались в военных целях. А надежно осуществлять военную деятельность на основе данных не контролируемой тобой технологии невозможно. Во-вторых, для того, чтобы запустить, поддерживать и эксплуатировать такую систему, государство (или союз государств) уже должно обладать фундаментальными знаниями о Земле, Солнечной системе, космосе, орбитах небесных тел. А после запуска системы появляется возможность получения новых знаний об этом, а это всегда предмет научной и технологической конкуренции.

Но когда встает вопрос о гражданском применении спутниковых навигационных систем, речь о конкуренции не идет. Для пользователя наличие и свободное сосуществование нескольких навигационных систем выгодно, потому что современные приборы, как правило, уже двухрежимные, то есть поддерживают и GPS, и ГЛОНАСС, а многие уже работают одновременно с сигналами всех четырех навигационных систем. Это повышает надежность и доступность сигнала, вероятность точного определения местоположения. И если раньше, работая, например, с системой GPS, прибор должен был одновременно видеть сигнал как минимум 4 (а лучше больше) спутников GPS, то сейчас современные навигационные приборы собирают так называемое «рабочее созвездие» из нескольких спутников разных систем. Например, это может быть два спутника GPS, два ГЛОНАСС, один Galileo и т.п. Вероятность собрать такое созвездие выше и времени на его сбор требуется меньше.

CNews: Расскажите подробнее, что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Илья Аксельрод: «ЭРА-ГЛОНАСС» — это государственная автоматизированная система экстренного реагирования при авариях. Название — это не только аббревиатура (ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии»). Слово «эра» используется и в своем прямом значении — эра ГЛОНАСС, эра безопасности.

Если говорить об истории создания системы, то всё началось с появившейся в конце 2000-х годов в Европе концепции обеспечения безопасности на дорогах — eCall. Ведь одна из главных социальных функций государства — защита жизни и здоровья людей. На транспорте это можно делать (и делается) разными способами. Сначала в машинах появился ремень безопасности, потом подушка безопасности. Они снижают уровень травматизма при авариях. Потом возникла идея обеспечить автоматический вызов служб экстренного реагирования при ДТП в том случае, когда водитель травмирован и не в состоянии это сделать сам, не знает точно своего местоположения.

В медицине катастроф есть такое понятие: «золотой час». Если помощь пострадавшему оказывается в течение первого часа после происшествия, вероятность спасти жизнь получившему травму человеку увеличивается до 90%. И eCall, и «ЭРА-ГЛОНАСС» созданы именно для того, чтобы помощь пришла как можно быстрее.

Россия, где смертность на дорогах в силу многих причин является серьезной проблемой, подхватила европейскую идею, стала ее активно развивать и в итоге первой в мире запустила систему экстренного реагирования, работающую в масштабах государства. Российские специалисты во время создания системы разработали большой объем стандартов, нормативных актов и методик проведения испытаний. В результате стандарты работы «ЭРА-ГЛОНАСС» легли в основу технического регламента Таможенного Союза (документ прямого действия, обязательный к применению во всех странах союза и не требующий какого-либо подтверждения в национальном законодательстве), а затем правил обеспечения безопасности колесных транспортных средств, которые утвердила Европейская экономическая комиссия ООН. Правила описывают требования к системе, к устройствам вызова экстренных оперативных служб и к установке устройств на транспортные средства.

Наша страна настолько серьезно подошла к вопросу снижения смертности на дорогах и настолько быстро разработала стандарты и подняла их на международный уровень, что европейцы, у которых появилась эта идея, вынуждены были гармонизировать с ними требования к системе eCall, которая начала внедряться существенно позже. Сегодня подобные системы активно развиваются не только в России. Запуск eCall стартовал в 2018 году, но поскольку в Европе этот процесс децентрализован, то в каждой стране система и административно, и архитектурно реализуется по-своему и в разные сроки. А с 1 января 2019 года своя система — ЭВАК — заработала и в Казахстане.

И важнейшее направление нашей работы сегодня — сделать так, чтобы российские водители, находясь в сопредельных странах, в случае необходимости могли получить помощь. В последний год мы уделяем этому большое внимание. На сегодняшний день взаимодействие налажено с Финляндией и Казахстаном. Но мы будем двигаться дальше до тех пор, пока не обеспечим пространство безопасности для наших граждан везде, куда бы они ни отправились на автомобиле. Ну и, конечно, сделаем все возможное для того, чтобы российские экстренные службы в случае необходимости могли спасать автотуристов, приезжающих в нашу страну.

CNews: Как автомобили подключаются к системе «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Илья Аксельрод: При производстве современного автомобиля на конвейере в него устанавливается специальное устройство, оснащенное различными датчиками, которые призваны определять факт происшествия. Такие устройства проходят серьёзный процесс сертификации — сначала как отдельный прибор для подтверждения корректности работы всех функций, а затем в составе автомобиля как неотъемлемая часть его конструкции. Прибор калибруется под конкретный автомобиль, чтобы «понимать», какой силы удар является значимым для данной модели машины. В ходе второго этапа сертификации проводятся краш-тесты: лобовой удар, боковой удар, переворот... Если оборудование не сработает, разрешение на выпуск машины производитель не получит и надо будет повторять тесты.

Илья Аксельрод: Если помощь пострадавшему оказывается в течение первого часа после происшествия, вероятность спасти жизнь получившему травму человеку увеличивается до 90%

 Такую работу проводят все современные автопроизводители. Ведь с 2017 года все автомобили, выпущенные или ввезенные на территорию России, должны быть оснащены устройством вызова экстренных служб, подключенным к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Подержанные автомобили, не оборудованные изначально таким устройством и ввозимые в Россию, должны оснащаться им как дополнительным элементом для того, чтобы автомобиль получил возможность быть растаможенными. Но так как откалибровать прибор под конкретную машину в этом случае нельзя, автоматический режим вызова экстренных служб в них отключается, и владелец сможет вызвать помощь только в ручном режиме, самостоятельно нажав на вынесенную в салон кнопку SOS.

CNews: Как функционирует система?

Илья Аксельрод: Пока машина стоит или едет и нет никаких происшествий, устройство находится в спящем режиме. Активизация происходит только в двух случаях. Первый — это сильный удар или переворот автомобиля. Второй — нажатие водителем кнопки SOS. В обоих случаях устройство просыпается, «находит» спутники, определяет, где находится автомобиль, и совершает экстренный вызов. При вызове автомобиль включает громкую связь в машине и выключает все другие источники звука (навигацию, аудиосистему и т.д.). Вызов происходит через сотовую сеть, но не обычную, а мультивиртуальную сеть АО «ГЛОНАСС». То есть, внутри устройства стоит сим-чип АО «ГЛОНАСС», имеющий возможность подключиться к радиосетям сразу трех операторов России - «Билайн», МТС или «МегаФон». Таким образом, для отправки вызова достаточно, чтобы на месте аварии было покрытие хотя бы одного из них.

Через сотовую сеть, а затем через нашу собственную опорную сеть вызов поступает в «ядро» системы — Навигационную интеграционную платформу, расположенную в нашем распределённом ЦОДе. Вместе с сигналом в систему передается минимальный набор данных о происшествии: VIN-номер машины (по которому мы определяем марку, модель и цвет, чтобы спасателям было легче найти пострадавших), ее местоположение, тип вызова (ручной или автоматический) и информация о типе и силе удара при происшествии. Оператор принимает вызов, уже имея первичные данные, и спрашивает: «Добрый день, оператор «ЭРА-ГЛОНАСС», что у вас случилось?»

Если человек говорит, что он случайно нажал кнопку или хочет протестировать работу системы и узнать, где находится, оператор ответит: «У вас автомобиль такой-то, вы находитесь там-то, система работает штатно, все в порядке». А если водитель скажет, что попал в аварию или стал свидетелем происшествия, оператор заполнит карточку вызова и передаст эту информацию службам экстренного реагирования. Третий вариант — самый серьезный: оператор видит, что звонок поступил в результате автоматического срабатывания системы, а не потому, что водитель нажал на кнопку. Такие звонки имеют самый высокий приоритет. Особенно, если на вопрос оператора никто не отвечает. В таком случае формируется карточка вызова с пометкой «человек не отвечает, автоматический вызов, место такое-то, автомобиль такой-то» и передается в экстренные службы.

В тех российских регионах, где в промышленную эксплуатацию уже введена «Система-112», в обязательном порядке обеспечено ее автоматизированное взаимодействие с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Это дает возможность передать информацию о вызове вместе со всей доступной информацией экстренным службам в течение всего 19 секунд. Получив эту информацию, оператор «Системы-112» организует выезд полиции, спасателей, медиков и других необходимых служб на место аварии. При этом они точно знают, какую машину и где надо искать. И это существенно ускоряет процесс оказания помощи пострадавшему.

Сегодня автоматизированное взаимодействие налажено в 27 субъектах РФ, ещё в 13 субъектах мы ожидаем запуска системы до конца 2019 года. Таким образом, к концу 2019 года постоянное информационное взаимодействие двух систем будет обеспечено уже примерно в 40 субъектах РФ. «ЭРА-ГЛОНАСС» готова к сопряжению, необходимым условием обеспечения является только ввод «Систем-112» российских субъектов в промышленную эксплуатацию.

Источник: АО «ГЛОНАСС», июль 2019

В тех регионах, где «Система-112» пока еще не запущена в эксплуатацию, оператор «ЭРА-ГЛОНАСС» направляет информацию в дежурную часть МВД. В этом случае передача информации происходит чуть дольше — в течение 2-3 минут и не в полностью автоматическом режиме. И офицер дежурной части МВД зачастую вынужден повторно запросить у водителя необходимую для оказания помощи информацию.

Источник: АО «ГЛОНАСС», июль 2019

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» — это симбиоз телекома, ИТ и навигационных технологий. Плюс, конечно, технологии защиты информации. Кроме стандартного пакета, в нашем решении дополнительно реализована возможность подписать электронной подписью данные, которые устройство сформировало и отправило в центральную систему. Это сделано для того, чтобы придать им юридическую значимость и впоследствии использовать для систем мониторинга, контроля и так далее.

CNews: Возникают ли при вызове проблемы с определением координат или со связью?

Илья Аксельрод: В основном, местоположение автомобиля определяется с точностью до единиц или десятков метров. Но проблемы бывают. В устройствах, установленных в автомобилях, используются стандартные навигационные модули как в любом телефоне. А значит, на него можно оказывать техническое влияние.

Что касается сотовой связи, то мы сделали все возможное для того, чтобы обеспечить работу наших устройств всегда и везде. Однако в некоторых районах мобильные операторы могут не обеспечивать полного покрытия.

В случае, когда сигнал мобильной связи очень слабый и вызов осуществить невозможно, система отправляет SMS. И это особенность российского решения — у европейцев такая возможность не предусмотрена. Они вообще, как правило, вставляют сим-карту только одного оператора в уверенности, что проблем со связью не будет.

Илья Аксельрод: В середине июля количество зарегистрированных в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» автомобилей превысило 4 миллиона

 Покрытие сотовой связи — это серьезная проблема, на которую государство обращает внимание. Если помните, было несколько федеральных проектов, направленных на обеспечение покрытия федеральных автодорог — коридоров Север-Юг, Запад-Восток, трассы Чита-Хабаровск и Москва-Санкт-Петербург. По данным Роскомнадзора на второй квартал 2019 года уровень покрытия федеральных трасс услугами связи каждого из операторов большой тройки составлял от 90 до 94%, а суммарно — около 97%.

Недавно мы были партнерами автопробега Владивосток-Москва: установили на автомобиль устройства экстренного вызова, а также аппаратуру спутниковой навигации. За все время пробега на протяжении более 11,5 тыс. км на федеральных трассах в 17 регионах от Дальнего Востока до Москвы обнаружилось только четыре места, в которых не было мобильной связи.

Сегодня в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» государство выделяет 28 миллиардов рублей на то, чтобы обеспечить связь на наиболее важных дорогах и элементах транспортной инфраструктуры, и я думаю, что эти пробелы будут ликвидированы.

CNews: Вы не планируете использовать спутниковую связь?

Илья Аксельрод: У нас есть устройства, которые могут работать через спутник. Но спутниковая связь — это пока очень дорого. Поэтому экстренный вызов доступен всем в сотовых сетях, а в спутниковой сети — нет. Но уверен, со временем и спутниковые каналы станут доступны для оказания помощи.

CNews: Какова статистика вызовов, принятых и обработанных системой «ЭРА-ГЛОНАСС»?

Илья Аксельрод: В середине июля количество зарегистрированных в системе автомобилей превысило 4 млн (если точнее — то более 4 033 300 транспортных средств). За четыре с половиной года «ЭРА-ГЛОНАСС» обработала свыше 3 424 100 вызовов, из которых 40 550 потребовали реагирования экстренных оперативных служб. При этом 24 116 вызовов были осуществлены в автоматическом режиме — в результате ДТП с сильными повреждениями автомобиля. Наш контактный центр обрабатывает в среднем 11 600 вызовов в сутки.

CNews: Для владельцев более старых автомобилей установка оборудования «ЭРА-ГЛОНАСС» пока не обязательна?

Илья Аксельрод: Установка не является обязательной. Но любой человек при желании может это сделать — в каждом регионе есть ряд авторизованных сервисных центров, их список доступен на нашем сайте. Я думаю, что особенно тем, кто часто ездит на дальние расстояния, стоит об этом задуматься. Тем более, что цена далеко не запредельная — 20-30 тыс. вместе с установкой. Спокойствие и безопасность родных, детей того стоят.

CNews: А кто является производителем устройств? Как вообще устроена модель вашего бизнеса?

Илья Аксельрод: Сегодня на рынке представлено 23 компании, которые занимаются производством устройств вызова экстренных служб и имеют соответствующие сертификаты.

Мы в АО «ГЛОНАСС» не производим и не устанавливаем устройства, мы — оператор системы и зарабатываем только на регистрации SIM-чипов, которые устанавливаются в устройства. Услуги вызова экстренных оперативных служб абсолютно бесплатны.

CNews: В вашей ситуации грех не предлагать дополнительные коммерческие сервисы.

Илья Аксельрод: Да, и такую задачу перед нами ставит и наш акционер — государство. С 2018 года компания не получает никаких государственных субсидий на содержание и развитие системы, оказание основной услуги людям. Эти деньги мы должны зарабатывать сами, и мы активно этим занимаемся.

На основе базовой услуги вызова экстренной помощи для водителей доступна дополнительная услуга — «Помощь на дороге». Мы реализуем этот сервис вместе с нашим партнером — Российским автомобильным товариществом (РАТ). Если у автомобиля на трассе заглох двигатель, лопнуло колесо или случилась какая-нибудь другая техническая неприятность — водитель или пассажир могут нажать на кнопку SOS и попросить оператора прислать помощь. Вызов будет передан специалисту РАТ, который может проконсультировать автовладельца по возникшим неисправностям, согласует с ними стоимость работ и при согласии направит ближайшего сервисного специалиста или эвакуатор. С помощью нашей кнопки водитель сможет получить техническую помощь на месте, услугу эвакуатора, подменный автомобиль, доставку топлива, юридическую консультацию, помощь аварийного комиссара и др.

Корпоративными коммерческими услугами мы тоже занимаемся. У нас есть сервисы для перевозчиков и владельцев коммерческого транспорта. Технический регламент описывает возможность установки на транспортное средство не только устройства вызова экстренных служб, но и еще двух устройств. Это аппаратура спутниковой навигации (АСН) и техническое средство контроля (ТСК).

Идея оснащать транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации возникла еще в 2008 году, и на сегодняшний день владельцы автопарков довольно активно ее используют. В итоге около половины всех имеющихся в стране автобусов и около четверти грузовиков уже оснащены трекерами.

У нас большой опыт мониторинга пассажирских перевозок. «ЭРА-ГЛОНАСС» стала главным инструментом для контроля за транспортными средствами по перевозке болельщиков в рамках Чемпионата мира 2018 года. Организаторы установили трекеры с нашим сим-чипом на все российские автобусы, перевозившие болельщиков, для того чтобы быть в курсе, что с ними происходит. Ведь транспортные перевозки входили в пакет предоставляемых болельщикам услуг. Нами было оснащено 17 тысяч автобусов. Они совершили 337 тысяч рейсов и перевезли более 10 миллионов пассажиров. Нашей задачей было информировать транспортную дирекцию Чемпионата мира о том, что автобус совершил незапланированную остановку или отклонился от маршрута. Если такое случалось, они звонили водителю, выясняли, что произошло и пытались исправить ситуацию — сделать так, чтобы болельщики успели на свой самолет, поезд, матч, доехали туда, куда должны были доехать.

CNews: Такие случаи были?

Илья Аксельрод: Были, и десятки. Например, однажды иностранные болельщики попросили водителя остановиться, чтобы посмотреть на какую-то достопримечательность, и разбрелись. Водитель растерялся: он не знал их языка и не представлял себе, как их собрать. В результате на место приехали волонтёры, помогли собрать болельщиков и сделать так, чтобы они вовремя доехали до места.

CNews: Насколько я знаю, в Москве мониторинг движения общественного транспорта организован городскими властями.

Илья Аксельрод: Да, и не только в Москве. Но создание такой системы требует немалых расходов, и не каждый регион может себе это позволить. Поэтому еще одна услуга, которую мы предлагаем — получение данных с установленных в автобусах навигационных устройств в нашу облачную систему мониторинга, и возможность для региональных властей проводить удалённый анализ этой информации или интегрировать её в различные городские или региональные сервисы. В результате местные власти смогут узнать, выполняют ли перевозчики маршруты, на которые они получили лицензии, опаздывают или нет, не превышает ли водитель скорость, не сливает ли бензин, не пропускает ли остановки и так далее.

CNews: Какие услуги вы оказываете грузоперевозчикам?

Илья Аксельрод: Еще одна тема, которой мы занимаемся, — это мониторинг перевозки опасных грузов. Государство обязало оснастить всех грузовики, перевозящие опасные грузы, трекерами (устройствами АСН). Мы собираем информацию об их передвижении и передаем в Ространснадзор для анализа.

Вообще говоря, мы можем мониторить не только транспорт, но и любой объект, на который можно установить соответствующий датчик. Например, контейнеры, вагоны, прицепы. На них можно закрепить пломбы с электронным блоком и батарейкой, вставить навигационный модуль с сим-чипом, который будет постоянно передавать информацию.

Такой проект у нас тоже реализован. В 2016 году в Россию запретили ввозить санкционные продукты, однако их транзит из Украины в Казахстан или Киргизию был разрешен. И чтобы убедиться в том, что товары действительно едут транзитом, на грузовой и железнодорожный транспорт устанавливались пломбы, подключенные к нашей системе. Таким образом мы мониторили более 3000 транзитных перевозок.

Сейчас в правительстве обсуждается возможность расширить применение электронного пломбирования для транзитных перевозок не только внутри евразийского сообщества, но и внутри международных транспортных коридоров. Например, при доставке грузов из Китая в Европу и обратно через Россию. У нашей страны есть огромный географический потенциал для того, чтобы обеспечивать перевозку товаров по своей территории и зарабатывать на этом. Надо только обеспечить скорость, надежность и безопасность.

Илья Аксельрод: С помощью нашей кнопки водитель может получить техническую помощь на месте, услугу эвакуатора, подменный автомобиль, доставку топлива, юридическую консультацию, помощь аварийного комиссара и др.

 Мы можем организовать не только мониторинг перемещения грузов. Мы можем передавать и контролировать информацию с любых датчиков — уровня топлива, открытия и закрытия дверей, поднятия кузова и так далее. По нашему опыту, затраты на управление и содержание автопарка снижаются на 15-20%, когда у руководства есть возможность принимать решения на основе реальных данных. И это очень существенно.

CNews: Как ваши решения могут быть использованы в области автострахования?

Илья Аксельрод: Я говорил, что в нашем распоряжении есть три типа устройств. И третье — так называемое ТСК, техническое средство контроля. Оно измеряет ускорение автомобиля по различным осям и сообщает о превышении стандартных значений. Например, оно может записать точные обстоятельства ДТП. Это могут использовать страховые компании при принятии решений о выплатах на основании европротокола. Ведь ни для кого не секрет, что в этой области очень много мошенников. Сейчас готовятся изменения в закон об ОСАГО и в нормативные акты, по которым будет прописана возможность регистрации происшествий по европротоколу на основании данных ТСК.

CNews: Что вы приготовили для умного транспорта?

Илья Аксельрод: Фактически, у нас есть готовая инфраструктура для подключения беспилотных автомобилей. Во всех новых машинах уже стоит наш сим-чип. Сейчас он используется только для экстренных вызовов, но в перспективе сферу применения можно будет расширить — для передачи телематики, удаленного взаимодействия с машиной.

Кроме того, мы создали универсальную среду передачи защищенной, доверенной информации. Например, сегодня активно обсуждается вопрос о том, что современные автомобили взаимодействуют с серверами автопроизводителя. Однако мы не знаем, какую информацию они оттуда получают и что туда передают. В этом есть определенные риски, и это неправильно. В то же время, нельзя мешать автопроизводителям делать хорошие машины и оказывать качественные услуги. Поэтому мы предлагаем, во-первых, сделать прозрачной информацию, что и в каких случаях автомобиль передает или получает с сервера автопроизводителя, как используется эта информация, какие возможности есть у автопроизводителя по удалённому вмешательству в работу автомобиля. А во-вторых, обеспечить передачу этой информации только через доверенную сеть, чтобы исключить возможность злонамеренного вмешательства или использования данной чувствительной информации.

Кроме того, в недалеком будущем система экстренного вызова на базе сетей 2G и 3G уступит место системе на основе сетей передачи данных и станет универсальной средой взаимодействия с любым автомобилем. Системы ADAS (Advanced driver-assistance systems) будут интегрироваться с eCall, а значит появится возможность не просто реагировать на аварии, но и предотвращать их. И мы уже двигаемся в этом направлении.

CNews: Какие данные о владельце автомобиля есть в вашей системе?

Илья Аксельрод: У нас нет никаких данных о владельцах, ведь наш «абонент» - это автомобиль. В случае сильной аварии или при нажатии кнопки SOS в систему «ЭРА-ГЛОНАСС» поступает VIN-номер, а от производителя - марка, модель, цвет. Это необходимо, чтобы спасателям было проще искать машину.

Периодически к нам поступают запросы: «У меня угнали машину, остановите у нее срочно двигатель». Естественно, мы сделать этого не можем.

В автомобильном сообществе сейчас идет дискуссия о том, кому должны принадлежать данные подключенного автомобиля: автопроизводителю, дилеру, автовладельцу, государству? Кто должен иметь право их обрабатывать? И как? Ответа пока нет. Эту тему, как и тему обработки персональных данных человека, надо выносить на всеобщее обсуждение.

 Источник: CNews

перейти на Полную версию сайта